Наши дети
Главная
Карта сайта
Контакты
 Как взять ребенка в семью  |  Консультация экспертов  |  Конкурсы и вакансии 
 
 

События

Актуальная тема

Пять инициатив в поддержку выпускников детских домов и интернатов

далее

События

Лекция для будущих приемных родителей
>>>
Новгородский областной центр «Новая семья» объединил приемные семьи
>>>
Благотворительный фонд «Жизнь без границ» организовал творческую гостиную
>>>
В Ульяновске осуществляется программа по социализации воспитанников детского дома
>>>
Выпускникам детских домов требуется в первую очередь юридическая помощь, считают эксперты
>>>
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявляет конкурс журналистских работ
>>>
В столичных библиотеках расскажут о культуре усыновления
>>>
Сайт для бесплатных онлайн-консультаций по правовой поддержке детей-сирот и семей беженцев с Украины заработал в Якутии
>>>
«Защитниками детства» стали три специалиста в сфере профилактики социального сиротства
>>>
На Камчатке открылась социальная выставка «Дети ждут родителей»
>>>
Архив:
2015: янв-мар
2014: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2013: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2012: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2011: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2010: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2009: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2008: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2007: окт-дек июль-сент апр-июнь янв-мар
2006: окт-дек июль-сент апр-июнь

Пять инициатив в поддержку выпускников детских домов и интернатов

Социализация, постинтернатная адаптация – это не только жилье, образование и трудоустройство. «Государственные дети» не знают простейших вещей, часто не владеют элементарными бытовыми навыками, которые легко и незаметно прививаются в семье, с трудом общаются с людьми. Уже взрослыми им приходится учиться покупать одежду, платить за еду и ее готовить, устанавливать разумный режим дня, когда никто тебя не контролирует и вообще некого слушаться. Знакомиться с жизнью за пределами детского учреждения этим «инопланетянам» помогают специальные адаптационные проекты. АСИ предлагает подборку из пяти таких проектов. Все это – гражданские инициативы, главное преимущество которых состоит в том, что они адресованы подростку лично, учитывают индивидуальные проблемы и возможности и помогают научиться самостоятельно строить свое будущее.

1. Центр равных возможностей «Вверх»: дружба, дисциплина, приключение Когда в конце 1990-х годов основательница Russian Orphan Opportunity Fund (ROOF) Джорджия Вильямс проводила опрос среди директоров российских интернатов, они говорили: больше всего выпускникам не хватает образования. ROOF была первой организацией, которая начала оказывать образовательную помощь российским сиротам. Позже из ROOF выросли такие проекты как «Большая перемена», «Рост» и Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх». Миссия центра «Вверх» — помочь каждому молодому человеку учиться и развиваться как личности, преодолевая негативные последствия детдомовского прошлого. Сотрудники центра помогают выпускникам интернатов получить аттестат за 9-й и 11-й классы, причем ограничений по возрасту нет. «Мы – единственное место, где человек может получить среднее образование даже в 40», – говорит Елена Курдюкова, преподаватель английского и член правления центра «Вверх». «Вверх» работает в том числе с подростками из коррекционных детских домов. Сотрудники центра подчеркивают: в такие учреждения дети могут попасть из-за поведения, независимо от способности к обучению. Получивших аттестат о среднем образовании готовят к следующей ступени. За всю историю центра уже более 40 выпускников детских домов и интернатов поступили в вузы, теперь им помогают осваивать университетские программы. Ольга Тихомирова, директор центра «Вверх»: Мы убеждены, что главным и единственным средством социализации для сирот является образование: знания придают ребятам уверенность в себе, чувство защищенности. Студенты занимаются у нас почти каждый день. Регулярные интеллектуальные усилия, которые предпринимают наши подопечные, сказываются положительно на всех аспектах жизни. Личное развитие происходит именно в процессе обучения. Когда сироты оказываются среди «домашних» одногруппников, им важно объяснить не только, как сдать экзамен, но и как вести себя в новом коллективе. Все наши студенты могут в любой момент обратиться к нам за любой помощью, ведь ребятам очень важно иметь возможность вернуться в родное место, где их примут такими, какие они есть.

2. Дома молодежи — SOS: когда за спиной семья Голубоглазая, в белоснежной форме, она старательно делает украшения для свадебного торта: «У меня появился золотой ключик, который открыл мне дверь в жизнь!», — улыбается с экрана Валя, выпускница Дома молодежи — SOS. Сирота, прошла обучение, получила работу в престижном ресторане. На фоне общей статистики такая судьба кажется почти исключительной. А для сотрудников домов молодежи – SOS это обычное дело. Таких историй у них десятки. Дом молодежи – объединенный блок квартир, в котором подростки, выросшие в детских деревнях – SOS, живут по три-четыре года до получения профессии. Конечный этап пребывания в доме — программа полунезависимого проживания, когда уже взрослые выпускники с аттестатом об образовании переезжают на постоянное место жительства на собственную или муниципальную жилую площадь, получая частичную финансовую поддержку от детской деревни — SOS. Программа рассчитана на сопровождение молодых людей в возрасте до 23 лет, то есть выпускник не остается один на один с «большим миром» и всегда может обратиться за поддержкой. Первый дом молодежи открылся в 1955 году в Инсбруке (Австрия). Сегодня такая форма проживания детей, выросших в детских деревнях – SOS, используется в разных странах. В России дома молодежи появились относительно недавно, в 2011 году, когда первых выпускников принял Дом молодежи – SOS в Орле. Теперь проект действует также в Мурманске, Санкт-Петербурге и Московской области. Елена Егорова, менеджер проекта Дом молодежи — SOS: Дом молодежи – форма полунезависимого проживания, что-то вроде студенческого общежития. Ребята живут под присмотром педагога-наставника, ездят на учебу в колледж или университет. Поскольку к каждому ребенку – индивидуальный подход, в дома молодежи уходят только те, кто готов к самостоятельности. Пока ребята учатся, мы помогаем им решить проблему с жильем. На последнем этапе очень важно дать почувствовать подростку, что за его спиной – семья, он не один, он может быть самостоятельным, но ему всегда есть куда прийти за поддержкой.

3. Благотворительный фонд «Рауль»: помощь для самопомощи В 2011 году питерский лингвист и предприниматель Михаил Кривонос со своими друзьями из неформального объединения «Шведское общество Санкт-Петербурга» создал благотворительный фонд в честь 100-летия шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего десятки тысяч людей во время Холокоста. «Шведское общество» вело с 2008 года небольшой проект для воспитанников одного из детских домов Ленинградской области. На очередном выпускном создатели фонда осознали: самый сложный период в жизни у подопечных только начинается. В итоге была создана программа социальной адаптации, в которой участвуют выпускники детских домов и школ-интернатов восьмого вида Ленинградской области и Санкт-Петербурга, получающие профессиональное образование в Санкт-Петербурге. С каждым подростком, участвующим в программе, постоянно работает тьютор. Это и наставник, и настоящий друг, который готов в любой момент прийти на помощь подростку. Тьюторы проводят специальные адаптационные занятия, общаются с представителями учебных заведений, помогают ориентироваться в городе и т.д. На заключительном этапе программы сотрудники фонда договариваются с партнерскими организациями и помогают подопечному получить работу. Фонд руководствуется принципом «помощь для самопомощи» (help to self-help): не просто дать детям необходимое, а научить их самостоятельно ставить реальные цели и добиваться их Михаил Кривонос, президент фонда «Рауль»: Мы «подхватываем» ребят сразу после выпуска из интерната и работаем на базе училищ, колледжей и техникумов, куда такие дети попадают автоматически. Регламент программы: два плюс один год. В течение первого года мы стопроцентно поддерживаем этих молодых людей, наши наставники посвящают каждому из ребят по шесть часов в неделю. На последующих этапах мы помогаем подросткам переехать в социальные гостиницы, и, конечно, подготавливаем их к трудоустройству. Ребята учатся всего 3-4 часа в день, у них много свободного времени, которое они часто не знают куда потратить. Важно, чтобы это время ребята проводили с пользой для себя. Помощь в постинтернатной адаптации – это долгосрочная работа, профессиональная команда и немалые деньги. Но если освоить эту структуру, можно перевернуть жизнь выпускников интернатов на 90 или даже 180 градусов.

4. Служба сопровождения для выпускников детских домов и интернатов: грамотное целеполагание и путевка в жизнь Объяснить взрослой девушке, что капроновые колготки в минус сорок – не лучшая форма одежды, рассказать студенту колледжа, как вести себя в коллективе или решить жилищную проблему – Служба сопровождения для выпускников детских домов, существующая на базе Новосибирского фонда «Солнечный город», оказывает самую разную помощь сиротам на первых этапах «новой» жизни. «На выходе из интерната ребята лучше всего «умеют быть сиротой», — подчеркивают сотрудники фонда «Солнечный город», — именно поэтому важна индивидуальная и длительная работа с каждым подростком». В команде 5 человек – куратор, психолог, психолог-супервизор, соцработник и юрист. Действует несколько программ: «Репетиторство» (дополнительные занятия по общеобразовательной программе), «Путевка в жизнь» (профориентация и трудоустройство) и др. Служба сопровождения начинала с двух детских домов Новосибирска, потом в нее начали обращаться выпускники детских учреждений со всей области. Чаще всего у них возникают проблемы с жильем, социальными выплатами. Анна Волкова, куратор Службы сопровождения: Мы всегда стараемся включить ребят в процесс решения проблемы – например, если нужно отнести справку, подопечный должен сделать это сам. Знаете, в фильме «Блеф, или с Новым годом!» очень хорошо показана ситуация, когда за воспитанника интерната решают все: когда он будет есть, во что будет одет, пойдет в школу или нет…В наш проект мы хотим добавить такое направление, как «целеполагание», потому что подросткам очень важно знать свое прошлое, иметь представление о кровных связях и учиться строить логические цепочки. Часто я встречаюсь с такой проблемой: ребята, мечтая о хорошей профессии и высокооплачиваемой должности, понимают, что нужно учиться в вузе и получать высшее образование, но не осознают, что для поступления в университет нужно окончить 11 классов средней школы.

5. Школа фермеров Пермского края: опыт, заработок и новые открытия Широкие поля, коттеджи с зелеными крышами, фермы и даже коптильный цех – в селе Кривец Пермского края уже несколько лет действует масштабный проект, в рамках которого выпускники интернатов могут зарабатывать деньги хозяйственным трудом. Они живут в специальных гостиницах, а работают на территории, прилегающей к комплексу. Энтузиаст, фермер и бизнесмен Вячеслав Горелов открывал школу фермеров для подростков, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных условно. Потом в проект начали вовлекать воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот, в том числе и с ограниченными возможностями. Сейчас в проекте участвует 16 человек в возрасте от 16 до 30 лет. Прополоть грядку, наловить рыбу, поработать в теплицах – здесь всегда много работы. Программа предусматривает полноценный рабочий график. Есть специальные поощрения: например, тем, кто бросает курить, повышают зарплату. На адаптацию к новым условиям и коллективу новичкам отводится 15 дней, потом они начинают активно работать. Каждый день утром для них вывешивают задания по учебным секторам. В школе несколько специальных площадок: утки, гуси, бройлеры, куры-несушки – везде можно поработать и получить опыт. Зарплату всем студентам начисляет инструктор-технолог. Вячеслав Горелов, создатель Школы фермеров: Иногда мне говорят, что я занимаюсь нероссийским методом воспитания, ведь у нас есть тенденция: семья берет подростка к себе и полностью его обеспечивает, специально изолирует от работы. Я считаю, такой воспитательный принцип негативно сказывается на всех детях. Думаю, что для дальнейшего развития подобных проектов, необходимо, чтобы бизнес подпустили к госзаказам, ведь это даст гораздо больше новых возможностей!

АВТОР: Екатерина Ненашев

Источник: Агентство социальной информации

Редактор: nashi-deti@asi.org.ru Создание сайта - студия